НОВОСТИ
КИНО И СЕРИАЛЫ
ИГРЫ
КОМИКСЫ
ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
КОСПЛЕЙ
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
МУЗЫКА
ТЕАТР
ДРУГОЕ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
ОТЧЕТЫ
МНЕНИЯ
ПАСХАЛКИ
РАЗБОРЫ
ТЕОРИИ
ИТОГИ
ГАЙДЫ
ФАКТЫ
ТЕСТЫ
ВИДЕО
КОНТАКТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ФИЛЬМЫ
ИГРЫ
Рецензия на спектакль «Репортаж с петлей на шее», Театро Ди Капуа.Где цветы? Где все маки?
ВТЫКАЙСЯ!
РЕЛИЗЫ КИНО
Человек-муравей и Оса: Квантомания 16.02.2023
Кокаиновый медведь 24.02.2023
Крид 3 03.03.2023
Шазам: Ярость богов 16.03.2023
Джон Уик 4 24.03.2023
Братья Супер Марио в кино 05.04.2023
Ренфилд 14.04.2023
РЕЛИЗЫ ИГР
Dead Space 27.01.2023
Хогвартс. Наследие 10.02.2023
Atomic Heart 21.02.2023
Dead Island 2 21.04.2023
Resident Evil 4 Remake 24.04.2023
Star Wars Jedi: Survivor 28.04.2023
Suicide Squad: Kill The Justice League 26.05.2023
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Рецензия на спектакль «Репортаж с петлей на шее», Театро Ди Капуа.Где цветы? Где все маки?

Алёна Мороз | 09.01.2019, 22:22
Автор раздела "Театр", Санкт-Петербург
Email: [email protected]

Темный подвал, грязное окошко, на его фоне – силуэт женщины. Перед ней на стуле спиной к залу молча сидит седой мужчина с бородой (но ее зрители так и не увидят). Женщина зябко обхватывает себя руками, нервно поправляет непослушную прядь. И рассказывает свою историю пленницы, жертвы войны, в которой, как в капле воды, отражается вся мировая история истреблений – от зари времен, знание о которых сохранилось лишь в сказках.

Этот спектакль «Театро ди Капуа» только кажется простым и однозначным. На самом деле он головокружительно сложный и станет удовольствием для гурмана, готового разбирать переплетенные сюжеты и удивляться неожиданным смыслам. Виртуозный монтаж документальных источников (интервью Раисы Мастаевой Вадиму Речкалову, дневника Ромы Кравченко-Бережного, брошюры «Треблинский ад»), философских манифестов (например, Гарегина Нжде, автора армянской националистической идеологии), художественной литературы (Гроссмана, Достоевского, Хармса), лирики (Пушкина, Лермонтова, Мандельштама) в обрамлении остроумного и неочевидного замысла придает ему неохватный масштаб.

Повествование начинается с описания борхесовской «Вавилонской библиотеки»: «...Все возможные комбинации орфографических знаков на всех языках, подробнейшая история будущего, автобиографии архангелов... верный каталог библиотеки, тысячи и тысячи фальшивых каталогов, доказательства фальшивости верного каталога, правдивый рассказ о твоей собственной смерти». Этот моноспектакль – такая же Библиотека: одновременно о прошлом и о будущем, реальном и вымышленном, том, что случилось, может случиться и обязательно случится когда-нибудь. Сквозь подвал пятиэтажки в разрушенном Грозном просвечивают застенки Гестапо, сидящие в подвале люди слышат, как над их головами разворачивается вооружение всех эпох одновременно, стол жутковатого майора Валеры, чудовища из сказки - бесконечная скатерть-самобранка с яствами со всего мира. Красной нитью монолог прошивает перечисление национальностей по алфавиту. Все они воевали или воюют, победили или были стерты с лица земли. В этом – страшная инерция спектакля: с последней буквой все закончится, и конец не будет счастливым.

Филолог в зрительном зале торжествует: спектакль соединяет литературу и жизнь как стороны монеты. Вселенная – это бесконечная библиотека, а писатели –  ее сочинители и провидцы: сюрреализм Хармса откликается в описании Треблинки, в образе птицы-тройки появляется танк с пленной чеченкой на броне. Осмысленность и идеальный порядок Библиотеки противопоставляется бессмысленности мира людей. В конце книги растащат солдаты – и никто не будет в этом виноват: «Мы же не для себя, для шефа». Впрочем, этот факт ничего не изменит, потому что на самом деле «библиотека останется неизменной – неподвижная, нетленная, бесполезная». Она не спасет мир от хаоса, только вновь запустит алфавитный порядок.

Закончится «Репортаж...», и кто-то подумает: нет ни выхода, ни смысла, и зачем тогда спектакль? Чтобы выдавить слезу и в миллионный раз рассказать о том, что война – это плохо? Не торопитесь с суждениями, поищите между строк! Где-то там ответ, в одном из томов бесконечной Библиотеки. В рассказе женщины, которая на вопрос «Вот интересно, а ты кто по нации?» отвечает: «Я – лазы, я – лао, я – ладдины, я – лакцы, я – латыши, я – латгальцы, я – лаку, я – литовцы... я – луры. Я – продукт биологии и культуры». Которая, подобно Шахерезаде, рассказывает сказки своим будущим убийцам в надежде предотвратить неотвратимое. Которая длит свою мрачную исповедь перед лицом таинственного старца. И которую не минует чаша сия. В ее хрупкой фигуре человека, который идет к чудовищам, чтобы выручить кого-то, жертвует собой, чтобы заложников не расстреляли, терпит пытки, чтобы не предать товарищей высверкивает образ Спасителя. Жертвы человечества, в котором мир – это короткая передышка между войнами. Она – то самое оправдание, которое ищут люди в борхесовской Библиотеке. Она – доброта, святое зернышко, потерянное в шелухе абстрактного добра, под знаменем которого вершатся самые страшные злодеяния. Но, хоть и будут те, кто разглядит ее сущность, она потеряет все и погибнет, обвиненная во всех преступлениях мира – от манипулирования рынком и преднамеренного банкротства до оскорбления чувств верующих и репоста экстремистской информации. И расцветет мак на грязном окне, как вечный огонь. И выхода, конечно, нет. Но есть смысл.


Этот спектакль не открывает новых континентов, он рассказывает старую историю, но делает это так изобретательно и изящно, что однозначно заслуживает внимания. Еще одна причина его посмотреть – это безумно красивая Илона Маркарова, с ее чеканным профилем, статуэточным силуэтом и тонкими чуткими руками. И впечатляющим интеллектом: именно она – автор компиляции текстов.

Рубрика: Мнения
Теги: Театр theater Театр Санкт-Петербург Театро Ди Капуа
  • НОВОСТИ
  • ОБЗОРЫ
  • СТАТЬИ
  • КОНТАКТЫ
{{ item.type }}
{{ item.title }}
О нас Карта сайта Реклама Пользовательское соглашение RSS