Пьеса о невозможности любви и о том, что она возможна не смотря ни на что. «Безымянная звезда» написана румынским драматургом Михаилом Себастианом в середине ХХ века и широко известна у нас благодаря экранизации Михаила Козакова, с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской в главных ролях.
Незамысловатый, вроде бы, сюжет о том, как на забытом богом полустанке внезапно из поезда высаживают безбилетную столичную красотку. У неё есть одна ночь, чтобы сделать местного учителя астрономии самым несчастным и самым счастливым. Конечно она уедет, конечно он останется. Один с открытой им звездой, недоступной и даже невидимой никому отсюда, с Земли.
Постановка Александра Огарёва с самого начала заставляет забыть про уже упомянутый одноименный фильм. Если что-то и приходит в голову для сравнения, то скорее «Стрелочник» Йоса Стеллинга – та же медитативность, отстранённость и такой же душераздирающий финал. В маленьком пространстве зала «Глобус» за полтора часа возникает очень гармоничная и герметичная история. Кажется, что из этой круглой камерной сцены с подъёмным механизмом Огарёв «выжимает» тот максимум возможностей, который требуется для его замысла. При этом исчезают все второстепенные детали и персонажи, многое превращается в условные знаки, схемы и символы (например, поезд, как одно из важных действующих лиц). Если вспомнить, что Иосиф Гехтер (Себастиан – это псевдоним) писал «Звезду», будучи жителем еврейском гетто в Бухаресте, отсылки в образах и костюмах к нацистской эстетике вовсе не кажутся случайными.
При всей кажущейся условности и минималистичности есть ощущение полного зрительского попадания в происходящее на сцене. Кажется, ты вместе с Моной (Юлия Демяненко) замерзаешь от холода на этом вокзале, задумчиво бродишь по комнате с учителем Мирою (Евгений Поляков), убегаешь с гимназистками в ужасе от мадмуазель Куку (Евгения Козина).
Как часто бывает в работах этого режиссёра, музыка становится ещё одним действующим лицом. Симфония, придуманная учителем Удрей, разыгрывается вместе со зрителями и превращается то в гимн любви и надежды, то в поминальную молитву. К слову, именно Удря, отлично сыгранный Андреем Хоренко, отвечает за громкий смех в зале.
Вообще, музыкальное и пластическое решения «Звезды» очень интересны и органичны по отношению к тексту. И благодаря этому сочетанию ты в какой-то момент ловишь себя на мысли, что «Безымянная звезда» – спектакль прежде всего очень красивый. Та красота и изящество, по которым тоскуешь (и не только в театре, вообще).
Ещё одно прочтение грустной сказки. Постановка, повторюсь, красивая, тонкая, и, безусловно, заслуживающая внимания. Только нужно помнить, что сказки у взрослых, как правило, остаются без счастливых концов.
Режиссер-постановщик — Заслуженный артист РФ Александр Огарев
Художник-постановщик — Виктор Шилькрот
Художник по костюмам — Ирэна Белоусова
Режиссер по пластике — Лев Шелиспанский
Музыкальный руководитель — Дмитрий Чадов
Художник по свету — Тарас Михалевский
Незнакомка — Юлия Демяненко
Учитель — Евгений Поляков
Григ — Кирилл Федоров
Мадемуазель Куку — Евгения Козина
Начальник вокзала — Николай Гонтар
Паску — Евгений Любарский
Удря — Андрей Харенко
1я ученица — Дарья Рублева
2я ученица — Ирина Хмиль
Место: ШДИ
Продолжительность: 1,45